www.k-rsk.info www.k-rsk.info  
  Главная  
  Новости  
  Фотоальбом  
  Статьи  
Загородный дом
Загородный дом - реальность или мечта? Выбираем место для дома Проблемы перепланировки Ипотека - что, где, когда? Новостройки и инвестиции
Случайное фото


Ночной Красноярск
День города
Гость
Забыли пароль?
Имя
Пароль
Сегодня с нами
Киргизская земля кочевая
   Поскольку пошел разговор о «немирных землях» вокруг Красноярска, то следует остановить внимание и на «Киргизской земле», которая, хотя и находилась значительно дальше, чем Арийская и Качинская земли, от Красноярского острога, но тем не менее была самой агрессивной землей, которую русские «воевали» почти целых сто лет.

   В русских источниках термин «Киргизская земля» употребляется в двух значениях. В широком смысле этого слова он обозначал всю территорию, которая была подвластна енисейским киргизам. В нее входили и Арийская с Качинской землицы. В прямом же, узком значении слова, под Киргизской землей подразумевали район непосредственного обитания ведущей среди конгломерата самодийских, угорских, кетских и тюркоязычных племен этно-племенной группы енисейских киргизов. О Киргизской земле именно в узком смысле этого слова и пойдет речь. Сразу же оговоримся, что выделить ее территориально и этнически очень трудно, так как история древнего тюркоязычного населения Южной Сибири еще во многом не выяснена до конца.

   Киргизы — один из древнейших народов Центральной Азии. В I в. до н. э. — I в. н. э. киргизы (или по китайским источникам, племя гяньгунь) под нажимом гуннов перебрались из северо-западной Монголии в Хакасско-Минусинскую котловину. В ней появляется новый тип населения — хягасы, продукт смешения местных рыжеволосых и голубоглазых динлинов с монголоидными тюркоязычными пришельцами гяньгунами. Позже источники их называют килигисы или кыргызы. Дальнейшее их смешение с подтаежными и таежными разноязычными племенами по Верхнему и Среднему Енисею резко усилилось в VI—IX вв., когда в ходе шедшей с переменным успехом борьбы с восточнотюркским каганатом и уйгурами часть кыргызов проникла еще дальше на север. Распыление тюркоязычного элемента населения по подвластной ему территории и метисация ускорились характером эксплуатации побежденных. Дело в том, что отдельные рода или большие семьи кыргызов становились господствующими княжескими родами — сеоками побежденных племен и жили на их территории. Вместе с тем отдельные районы были полностью заселены пришельцами.

   Сложившееся древнекыргызское (хакасское) государство достигло высокого развития. Жители его умели обрабатывать металлы. Об этом говорят материалы последних археологических экспедиций, обнаруживших на территории современной Хакасии остатки, как считает археолог Л. Р. Кызласов, древних городов, дворцов-замков, дворцов-храмов и крепостей. Остатки оросительных сооружений в долинах рек Абакана и Уйбата свидетельствуют о высокой культуре земледелия у местных племен. Предки современных хакасов имели собственную письменность, язык их был схож с языком уйгур. Некоторые историки не без оснований говорят о появлении в то время древнехакасской народности хагасов.

   В начале XIII в. сын Чингисхана Джучи покорил древних хакасов. Включение их государства в Великую империю резко изменило хозяйственную деятельность и жизненный уклад всего народа. В результате нашествий древние города были разорены, оседлые племена превратились в кочевые. Земледелие практически исчезло. Пришла в упадок цветная металлургия, была утрачена письменность. Ослабела торговля со Средней Азией и Китаем. Железные изделия, в основном «воинская збруя», получаемые в качестве дани с шорского племени («кузнецких татар»), вытеснили медь и бронзу. Во многом прервалась древняя этнокультурная общность племен, обитавших на Среднем Енисее.

   К приходу русских на Средний Енисей в Монголии, Южной Сибири и Казахстане потомки Чингисхана делили уже лоскутья бывшей Великой импепии и, спихивая друг друга с трона, именовали себя то монгольскими алтын-ханами, то джунгарскими хунтайчжи. Земля енисейских киргизов была у них постоянно яблоком раздора. В начале XVII в. «владетелем» енисейских киргизов был монгольский алтын-хан (золотой царь) Кункачей. Ставка его находилась в районе озера Убса-Нор на территории современной Тувы. На запад от владений алтын-хана располагались калмыцкие княжества. Верховный правитель этих черных калмыков или джунгар носил титул хун-тайчжи (по-русски «контайша») и, как видно из русских документов XVII в., «те колмаки воюютца с алтын-царем и меж себя колмаки воюютца». Между собой тайши воевали за титул контайши.

   Алтын-хан с киргизов, как и с других подвластных племен, брал ясак по 10 соболей с человека, а также десятую часть с поголовья скота. Для ведения войн подручные алтын-хана периодически сотнями угоняли к себе мужское население. Киргизы же были обязаны участвовать в звериных облавах, устраиваемых монгольскими ханами, снабжать монгольскую знать подводами, провожатыми и продовольствием.

   Присоединение Среднего и Верхнего Енисея к России облегчилось тем, что «колмаки черные алтына-царя воюют и отогнали от зимнего кочевья далече, где он преж всего кочевал, и ясашные люди алтыновы от алтынова царя отступили и с ним воюютца». Эти враждующие стороны постоянно искали поддержки у русских воевод друг против друга. Но Москва не давала себя втянуть в войну за чуждые ей интересы, тем более, что в Сибири русских войск было очень мало, а сама страна переживала польско-шведскую интервенцию.

   Киргизская земля, занимавшая Среднее Причулымье, территорию современной Хакасии и Минусинской котловины, территориально делилась в то время на три княжества: Алтысарское, Езерское и Алтырское. По мнению ряда историков, там же находилось ядро Тубинского княжества. Алтысарское княжество киргизов находилось ближе остальных к русским владениям. Вероятно, поэтому русские считали алтысар «прямыми киргизами» и часто именовали их просто «киргизы», тогда как другие киргизы именуются по названиям княжеств. Стойбища алтысар были расположены по берегам рек Сережа и Урюпа, Енисея и Сисима, озер Белого и Божьего. Центром Алтысарского княжества считалось место при слиянии Черного и Белого Июсов, где у алтысар была крепость — «каменный город».

   Южнее Алтысарского княжества, по берегам рек Ербы, Теси и Енисея, располагалось Езерское княжество. Центр его находился на Ербе при впадении ее в Енисей, где вблизи у киргизов тоже была крепость.

   Еще южнее, в бассейне Абакана, обитали алтырцы. Центр Алтырского (пестрого в переводе) княжества находился на притоке Уйбата реки Нине. Тубинский род киргизов советские историки К. Г. Копкоев и В. Г. Карпов помещают в районе Уйбата, а на правобережье Енисея, вдоль Упсы (Туба) и ее притоков, жили их киштыми. Другие же исследователи считают, что это воинственное племя, насчитывавшее 300—400 воинов, обитало только по правобережью Енисея. Русские документы той эпохи постоянно отмечают, что «тубинцы—киргизам род и племя», и , сами они действуют настолько тесно с киргизами, что ряд исследователей относит тубинцев к четвертому киргизскому княжеству.

   Как видим, каждое из киргизских княжеств имело свою территорию с вполне определенными границами и центром владения. Временами политические причины и экономические факторы принуждали киргизов перекочевывать из одного княжества в другое.

   Термин «киргизы» не употреблялся русскими в то время только в смысле этнической группы. Он имел этно-географический контекст, обозначая места кочевий киргизов. У тюркоязычных енисейских киргизов не было своего узко обособленного наречия, они говорили на языке, который в настоящее время, правда, с некоторыми изменениями, служит современным хакасам. Вместе с тем эти потомки древних киргизов-завоевателей еще сохранили отдельные этно-племенные отличия. Хакасская народность как таковая, по мнению большинства историков, еще только складывалась. Русские документы различают еще киргизов по месту их обитания относительно реки Енисея. Так, алтырцев документы часто называют «верхними киргизами», езерцев именуют то дессарами, то керетцами. Алтысары в русских документах часто фигурируют «нижними киргизами» или «понизовыми киргизами».

   Каждое киргизское княжество делилось на улусы, а улусы на роды. Этими родо-племенными единицами управляли крупные собственники и военная аристократия («лутчие люди князя»). Улус состоял из нескольких родов, во главе которых стояли самые богатые сородичи. Таких князей и их родственников, или, как они сами себя называли, «прямых киргизов», насчитывалось, по словам самих князей, не более ста человек.

   Основную массу рядовых киргизов составляли «улусные мужики», дальние и обедневшие родственники князей. Однако у этих «улусных мужиков» были свой скот и орудия труда и они могли свободно кочевать в пределах княжества. В военное время они становились воинами.

   Кроме вышеназванных киргизов и их сородичей, на территории всех княжеств и вокруг них жили и другие племена. Киргизы звали их «кыштымы, холопи вечные», они же «черные люди» и «ясашные мужики». Кыштымы были данниками киргизов и платили им дань пушниной, скотом, продуктами своего труда и земледелия.

   Слово «кыштым» различные исследователи объясняют по-разному. Одни считают, что оно произошло от тюркского «киш» — соболь, другие, от слова «хыстым» — жать, давить, принуждать. Кыштымами алтысар являлись скотоводческо-охотничьи кетоязычные племена тимпы, басагары, шусты, камлары, ачинцы, кызылы, байгулы, арины, ястинцы, кашинцы. Кыштымами езерского племени киргизов были качинцы, койбалы, буклинцы и др. Киргизам Алтырского княжества платили дань сагайцы, бельтиры и шорцы. Тубинцы регулярно собирали ясак с племен, обитавших в долинах рек Кана и Уды.

   Племена кыштымов возглавлялись князцами из соплеменников и были обязаны участвовать во всех военных операциях, организуемых киргизами. При этом кыштымы заявляли «как де нам киргиских князцов не слушать, они де государи наши».

   Различные русские документы указывают численность собственно киргизов по-разному — до трехсот человек, а число кыштымов до двух тысяч, что в военном отношении представляло в то время довольно внушительную силу, подкрепляемую во время нападения на русские уезды монгольскими и калмыцкими отрядами и достигавшую до нескольких тысяч воинов. Значительность этих сил позволяла киргизам, временами, одновременно нападать сразу на несколько русских уездов.

   Во время первой встречи русских с енисейскими киргизами Алтысарское княжество возглавлял князь Номча, Езерское — Немек и Алтырское — Абрай. Один из этих князей считался главным. «Начальным князем» всей Киргизской земли считался в то время Номча.

   Для решения важных вопросов все киргизские князья съезжались в улус к «начальному князю». Первыми русскими людьми, близко познакомившимися с бытом и жизнью киргизов, были русские Иван Петров и Василий Тюменец, ходившие в 1616—1617 гг. из Томска с посольством к алтын-хану. По их словам, «Киргизская де землица кочевая, жывут в ызбах прлстян-ных, а ходят в шубах и в зипунах, а едят рыбу и зверь бьют, а бой у них лучной. Лошадей и коров и овец много, хлеба не сеют, и не родитца». Как видим, киргизы были скотоводами-кочевниками. Скот находился круглый год на подножном корму и не знал стойлового содержания. Этому способствовали богатые горные пастбища и обильные степные луга по берегам многочисленных рек. Лошади местных пород были малорослыми и дикими, но довольно выносливыми и крепкими. Малорослым и малопродуктивным был и молочный скот, но все качественные недостатки компенсировались большим количеством этого скота.

   В степях, «на старых кочевьях снеги мелкие», и скот добывал корм из-под снега. Этот же снег заменял скоту и воду для питья. В долине Абакана зимы, вообще, часто бывали бесснежными. В горах табуны прятались зимою от вьюг, а летом от зноя и от гнуса. Как только весеннее солнце начинало пригревать, табуны высыпали на южные склоны гор, где появлялась первая зелень. За молочным скотом зимой присматривали. Телята зимнего отела первые дни после рождения жили вместе с хозяевами в юртах. Летом скот перегонялся на летние пастбища, которые от зимних находились не далее 5—8 километров. Таким образом, весь уход за скотом у киргизов заключался в периодических перекочевках с зимних пастбищ на летние и обратно. «А сен де на скот не готовят», потому что «к зиме сен ставить на лошади и на рогатый скот негде». Были у киргизов в небольшом количестве и верблюды.

   Из овечьей шерсти киргизы изготавливали войлок, которым покрывались крыши и пол в юртах, из него же делали потники под седла. Из шерсти катали обувь, вязали платки, чулки, варежки. Из овчин шили шубы, шапки, одеяла, обувь и рукавицы. Шкуры крупного скота шли на изготовление обуви, конской сбруи, седел, вьючных сум и т. д.

   Охота у киргизов была облавная, верховая, как и у всех кочевников-степняков. В степи они охотились на дроф, лис, зайцев и диких коз. Жители подтаежных районов охотились на пушных зверей: соболя, выдру, белку, горностая, ласку, колонка, рысь, росомаху, бобра, барсука и пр. Охота на сохатых, маралов, оленей и диких коз обеспечивала их мясом. Копытных зверей гоняли по насту по несколько суток. Летом караулили на водопоях и солонцах. Осенью, во время гона, подманивали конусообразной трубой из хвойного дерева, которая издавала звук, похожий на крик самца. Охота на коз начиналась с первых снегопадов, когда козы переходили на малоснежные степи. На пути коз рыли ямы и ставили самострелы. На переправах у рек стреляли из засады. Лыжи у охотников подбивались конской шкурой.

   О занятии киргизов рыболовством свидетельствует документ, в котором говорится и о расстоянии между реками, в которых ловили рыбу: «С Енисея реки на Июс реку конем ехать столь далеко, как на Енисее или на Июсе уловят рыбу, и с реки да на реку едучи, та рыба не уснет в то время». Хотя русские послы Тюменец и Петров не встретили киргизских пашен, другие документы того времени говорят, что у сагайцев и у тубинцев пашни были. Просто эти пашни находились в стороне от проезжих сакм (дорог). Впрочем, киргизам хлеб доставался и путем набегов на алтайские племена, занимавшиеся земледелием. Документы говорят о том, что киргизы «грабят ячмень» у кондомских и мрасских татар. Распространено было у киргизов и корнекопание. Вообще следует сказать, что хозяйственная деятельность и жизненный уклад киргизов были очень схожи с теми, что были приведены при описании подгородних красноярских татар.

   Один из русских документов говорит о наличии «в киргискои, и в тубинскои, и в алтырской землях серебряных мастеров, которые «из серебра узды делают и по железу набивают добре много».

   По религии киргизы были шаманистами. Они также поклонялись и каменным бабам, носившим названия «куртуяк-таш», которых много было в степях по Абакану и Аскизу. Особенным поклонением пользовались древние скульптурные изображения и нанесенные на камни личины, напоминающие животных или человека, и этим камням «бывало от идолопоклонников богомолье и приношение жертв». Часто у человекоподобных камней , губы были смазаны салом и жиром, что свидетельствовало об угощении их «из благодарности и благочестия после удачной охоты». У подножия этих камней можно было увидеть съедобные коренья, куски мяса. На прутиках, воткнутых в расщелины, висели разноцветные лоскутки, символизирующие приношение одеждой. Если у кочевника нечего было возложить каменному изваянию, то он поблизости искал речную гальку и, выбрав несколько камней покрасивее, приносил их своему истукану. Прежде чем что-то пожертвовать, кочевник «объезжал три раза вокруг камня». И вообще вокруг почитаемых камней они «так суеверят и ездят и видно, что верхом наезжано и дорога протоптана».

   Кроме этого, у киргизов сохранился древнетюркский культ поклонения горам и рекам. Во время «праздника кумыса» шаман обращался с молитвой к соседним горам и рекам. Шайтанов (злых духов) старались задобрить, разбрызгивая для них в воздухе молоко, кумыс или воду.

   Ни один кочевник не прикасался к пище, пока не приносил жертву духу огня, для чего перед началом еды в костер бросал кусочек пищи и плескал на огонь глоток напитка.

   Досуг киргизы проводили за игрой в кости, в качестве которых им служили бараньи лодыжки, называемые киргизами хазых, а русскими бабками. Были у киргизов и музыкальные инструменты, дожившие и до наших дней у хакасов. Из струнных инструментов можно указать на чатхан — деревянный прямоугольный ящик длиною до полутора и шириною до четверти метра, повернутый как бы кверху дном, на котором вдоль длинной стороны натягивалось от пяти до девяти струн из бараньих кишек. Под струны, в противоположных концах деки, подставлялись, выпуклыми концами вверх, бараньи лодыжки. Передвигая эти косточки, инструмент настраивали. Другой музыкальный инструмент, комыс или кобыс, напоминал огромную деревянную ложку, закрытую и обтянутую кожей. Это подобие домбры имело две-три струны, свитых из конских волос, и лукообразный смычок, с помощью которого извлекался звук. Из музыкальных инструментов, служивших киргизам, можно еще упомянуть и бубен, но он был принадлежностью шаманов.
Убранство юрт было несложным. Ложем киргизам служило подобие деревянных нар. Постельными принадлежностями были войлочные матрацы, овчинные одеяла и подушки — длинный, узкий мешок из кожи, набитый сухой травой или шерстью. Посуда употреблялась деревянная, глиняная и металлическая. Несомненно, что убранство княжеских юрт и «лутчих улусных людей выглядело намного богаче. Полы в таких юртах застилались персидскими коврами и шкурами барсов и тигров. На стенах висело богатое оружие. Кумыс и другие напитки князья пили из фарфоровой посуды. Сами князья и члены их семей одевались в дорогие, купленные одежды и меха, поставляемые им кыштымами. Доспехи и конская сбруя киргизской знати также были роскошными.

   У киргизов существовали обширные торговые связи с соседними народами. Они вели торговлю с Россией, Китаем и Средней Азией. Из Китая, через Монголию, к киргизам шли предметы роскоши: камки, барсовые шкуры, фарфоровая посуда и пр. Эти торговые отношения развивались бы еще шире, если бы постоянные войны и нападения на купцов не препятствовали развитию торговли. Однако русские власти были весьма заинтересованы в торговом обмене с местными народами, так как царской казне было просто не под силу обеспечить своих служилых людей продуктами питания, которые могли бы производить русские крестьяне в Сибири, если бы контингент этих крестьян был достаточным. С другой стороны, киргизы и иные местные племена также охотно приобретали русские товары: ткани, одежду, металлические изделия, украшения и пр. В мирное время русские власти неоднократно обращались к киргизам и другим местным племенам с просьбой, чтобы они «на государскую милость были надежны во всем и... со всякими товары торговать безопасно приходили. А от государевых людей им обиды и налог никаких не будет». Позднее «Алтыновы люди и киргизы ныне дорогу к Красноярскому острогу и к Енисейскому вызнали. И они в те остроги с торгом, с животиною, с коровами шли». Царская казна с «иноземных купцов», привозивших товары в русские города, взымала на торгах десятинную пошлину. С приехавших впервые, а также в исключительных случаях брали двадцатую долю с привезенного товара.

   Русские служилые люди и сами довольно часто выезжали с товарами в кочевья к киргизам. Там меняли товары на скот и на пушнину. Иногда, охваченные торговым азартом, русские продавали киргизам даже личное оружие, которое относилось к «заповедным товарам». Возвратившись домой, служилые, объясняя отсутствие у них оружия, заявляли, что их ограбили киргизы. По такому «поклепному извету» воеводы были обязаны производить «сыск». В результате такого, например, сыска киргизы в 1627 г. подали жалобу русским властям: «Которые допреж всего служилые люди у нас бывали и пищали нам свои продавали. А за те свои пищали имали у нас зверем, собольми и бобрами, и иное всякое мяхкое рухледю большою дорогою ценою. А в город приехав, сказывали на нас воеводам, что мы у них пищали их отнимаем сильно. А купили де мы пищали у служилых людей, у конных казаков, у Ивашка Широкова пищаль, у Максимка Чернова пищаль же».

   Своей письменности у киргизов не было. Тубинцы, вместо подписей, пользовались «знаменами». Киргизская знать при дипломатической переписке «слала листы колмацким письмом», т. е. написанные ойротским алфавитом.

   Киргизская знать довольно быстро усваивала русский язык, это видно хотя бы из того, что первые русские послы к алтын-хану в качестве переводчика использовали киргизского князца Кору. Первые монгольские послы в Москве пользовались услугами другого киргизского князца Курчея.
На вооружении киргизов, судя по русским источникам, имелись луки, стрелы, латы, шлемы, копья и сабли: «а садятца они на лошади с копьи и в куяках человек с 400 да человек с 500 садитца в саадацех (с колчанами)». Оружие и воинские доспехи киргизы получали в качестве дани с «кузнецких татар», шорцев.
Боевые луки туземцев Сибири имели в длину 150—180 см и делались из смолистого корня лиственницы, обклеенного для предохранения от сырости берестой. Клей применялся из осетровых рыб. О скорострельности и меткости стрельбы из лука можно было судить по тому факту, что туземцы, демонстрируя свое искусство в стрельбе, посылали стрелу вверх. Следующая стрела настигала первую в воздухе и перебивала ее.

   Тетива лука делалась из кишок различных животных, специально обработанных для этой цели. Для предохранения левой руки от обратного удара тетивы вокруг руки возле пульса надевали специальный металлический щиток — наручка или наручи — выгнутые металлические пластины, закрывавшие руку от кисти до локтя. Нижняя пластина наручей называлась черевцом и прикреплялась к верхней застежками с пряжками. Часть наручей у локтя называлась локотником, а у кистей — запястьем. Наручи делались из красного булата, стали, железа, гладкие и граненые, наводились золотом и украшались драгоценными камнями. Этот доспех и среди русских служилых людей ценился довольно высоко, что видно хотя бы по тому, что красноярский пятидесятник Родион Кольцов приобрел у качинского татарина Кулы «наручи мугальские» за пищаль.

   Правая рука защищалась от удара тетивы металлическим или костяным кольцом в виде "наперстка, которое надевалось на большой палец правой руки.

   Для предохранения лука от влаги и для удобства транспортировки его помещали в специальный кожаный футляр-налучье или лубье. У знати налучья были сверху обтянуты атласом, бархатом или парчой и имели вышивку серебром и золотом. По обводу контура налучье украшалось бахромой, «финифтяными косками», репьями и прочими украшениями.
Налучье с луком носили на левой стороне, пристегивая его либо к специальному, либо к сабельному поясу.

   В качестве доспехов кочевники, да и русские тоже, применяли защитную одежду — «куяки», «пансыри». Куяки были чешуйчатыми, т. е. наборными из кованых пластинок, крепившихся на сукне. «Пансыри» были составными и походили на латы. Доспехи стоили очень дорого. В одном документе сказано, что «в Киргизской земле за тот пансырь давать два коня да две кобылы». На груди воина, поверх куяка, крепился круглый металлический щиток. На голове воина кочевники носили шишаки — железные наголовники, шлемы.

   Киргизские колчаны для стрел, расширяющиеся книзу, делались из бересты и украшались костяными накладками. Колчаны вмещали до полусотни стрел и носились с правой стороны. Киргизские стрелы из дерева имели длину 89—100 см и были оперены в основании в 2—4 ряда пером диких птиц. Наконечники боевых стрел имели широкое перо, чаще трехлопастное, иногда с вырезом на лопастях. Эти стрелы наносили болезненные, рваные раны.
Источники свидетельствуют о наличии у киргизов специальных деревянных щитков, накладываемых под одеждой на плечи, на руки, на ноги. Они защищали воина от стрел. Киргизские копья достигали длины четырех метров. К древку копья крепились М-образные флажки с остро вырезанными углами.

   Конская сбруя и седла украшались овальными металлическими бляхами с изображением растительного орнамента. Поясные металлические бляхи киргизов имели сердцеобразную и серповидную форму. В них просверливались отверстия для привязывания сабельных ремней и мешочка с огнивом, трутом и кремнем.

   Система ведения боя киргизами была заимствована от монголов; во время атаки они «как куяшники мугальские первым напуском (натиском) служилых людей копьями змешивать учали». Каждый род у киргизов имел свой боевой клич — уран. Собираясь в набег на русские уезды, киргизы своим кыштымам, которые тоже обязаны были участвовать в этих набегах, рассылали «стрелы с грозами».

   Привыкшие нападать на мирное население, киргизы при встрече с русскими вооруженными отрядами, несмотря на свое многократное численное превосходство, как правило, терпели поражение. Сильно укрепленных пунктов им захватывать не удавалось.

   Больше всего киргизы предпочитали такой тип сражений: «А как, государь, они киргизы пришли войною в Томской уезд, преж бою выжгли в деревне верхнетомских пашенных крестьян шесть дворов, да перекололи копии женскова полу баб да девок пять человек, да мужска полу трое робят; а лошадей и рогатой скотины взяли малое число, и тое скотину, бегучи, кололи и метали по дороге». На время набега «для крепости и опасения киргиские люди и иные всякие роды отсылали жен своих и детей и лошадей и скотину и всякие животы в каменной городок». Как увидим дальше, таких каменных городков у киргизов было несколько. Иногда киргизы и не возили за собой свое имущество. Документы говорят, что «лежат в лабазах и в каменьях упрятаны шубы собольи, горносталь, бобровые, волчьи, рысьи и макуилиновые».

   От вероломства киргизов не были гарантированы даже русские послы: «в прошлых годех вы, киргизы, для токого же мирного поставления, выпрашивали послов из Красноярска к езерцам и к тубинцам, лутчих людей красноярцев 18 человек, и тех послов голодом морили и всячески ругали и держали болши полугода и ограбили».

   Терпя поражение, киргизы «осекались засеками в лесах и на горах» или разбегались по горам и ущельям.

   У русских киргизы перенимали приемы атаки: «учились ходить за щитами». Устройство засек в лесах для обороны тоже было заимствовано киргизами от русских. Киргизы также пытались любыми средствами заполучить себе русское огнестрельное оружие, звука выстрела которых страшно боялись киргизские кони.

   Во время нашествия неприятеля на свою землю киргизы старались отсидеться во временных крепостях — «све», которые русские именовали каменными городками. Следы этих укреплений сохранились до сих пор и описаны различными археологическими экспедициями, проводившими раскопки на территории Хакасии уже в наше время. Крепости-осады киргизов имели прямоугольную и кольцевую форму. Наиболее укрепленными стенами они были обращены на юг, откуда киргизы всегда ожидали нападения монголов. Стены крепостей выложены из камня-плитняка и имеют толщину до 6 метров, а высоту — до 4. Кольцевые крепости имеют диаметр 36—39 метров, прямоугольные имеют в длину до 100 метров, ширина их колеблется от 20 до 40 метров. Внутреннее пространство такой прямоугольной крепости иногда делилось каменными перегородками на камеры, сообщающиеся между собой. В одной из камер старались иметь колодец. Из камня в камерах были сложены полки, на которые, в случае необходимости, поднимались киргизские стрелки с луками.

   Верх стен некоторых крепостей был выполнен с бойницами. Крепости стояли на вершинах холмов и гор и могли приютить до пятисот человек с лошадьми. Снаружи крепости окружались рвами и валами.
Так называемую «Лозанову осаду» близ села Шушенского описал краевед Е. И. Владимиров.

   Киргизы были «воисты и жестоки»: пленникам «носы и уши резали», убитому врагу «грудь вспороли, сердце вынули», или «ругались, руки обсекли и брюхо пороли, горло перерезали, глаза выкопали».
Трупы покойников киргизы предпочитали сжигать, часто используя для этого русские стога сена. Так, после одного боя киргизы «побежали врознь лесами и нужными местами, а побитых своих людей тела, бегучи, жгли в сенных стогах».
Как и у других кочевых племен, детей киргизские женщины кормили грудью до двух-трех лет, забавляя их нанизанными на тонкую жилку бисеринками, щучьими позвонками и пушинками. Когда дети становились постарше, то забавлялись свистульками и трещотками. Мальчикам делали пращи и лучки со стрелами, девочкам куклы из тряпок, дерева, глины и меховых лоскутков. С самого раннего возраста детей приучали к верховой езде.
Новости: Красноярск сегодня

Под Красноярском на трассе произошло столкновение с экскаватором

Новые тарифы на вывоз мусора станут известны до 20 декабря

Без вести пропавший сын жительницы Канска нашелся в Бразилии

В 2019 году на Универсиаду в Красноярске потратят 7,7 млрд рублей

В Красноярске сотрудники Татышев-парка жалуются на урезание зарплаты

В Красноярске спасатели достали замурованную плитой собаку

13 елок установят в Красноярске к Новому году

Учительница лишилась всего из-за слепой страсти к 15-летнему ученику

В Красноярске вырастет налог на квартиры

Инспекторы ГИБДД спасли на трассе замерзающего котенка

14 ноября в Красноярске стартует Агропромышленный форум Сибири

В Красноярске пустая машина завелась, поехала и пробила стену

В Красноярске сотрудниками ДПС задержан мелкий взяткодатель

В заповеднике «Столбы» спасли косулю от бродячих собак

Полезные новости
13.05.2016
График отключений холодной воды в Красноярске
«КрасКом» опубликовал график отключений холодной воды в Красноярске в рамках подготовке к зиме.

13.01.2016
Что делать, если купили квартиру с браком?
Если вы купили долгожданную квартиру, а там кривые стены и не закрываются окна

13.01.2016
Красноярский Ералаш приглашает на съемки юмористических сюжетов
Стать кинозвездой может любой желающий в возрасте от 5 до 25 лет

04.12.2015
Сколько стоят здоровые зубы
Лечить зубы надо своевременно! Откладывание проблем на потом отберет у вас больше времени, нервов и затрат.

04.12.2015
В России истекает срок бесплатной приватизации жилья
С 1 марта 2016 года не успевшие приватизировать квартиру будут либо платить за ее оформление, либо жить на правах арендаторов.

Архив:
Гостей: 1 | На сайте нет зарегистрированных пользователей | Пользователей: 1 | Посетитель: admin | Уникальных: 684 858
внуков.нет © 2008-2013 k-rsk.info
Rambler