www.k-rsk.info www.k-rsk.info  
  Главная  
  Новости  
  Фотоальбом  
  Статьи  
Загородный дом
Загородный дом - реальность или мечта? Выбираем место для дома Проблемы перепланировки Ипотека - что, где, когда? Новостройки и инвестиции
Случайное фото
Ночью в парке
Ночью в парке
Ночной Красноярск
День города
Гость
Забыли пароль?
Имя
Пароль
Сегодня с нами
Аринская подгородняя земля
    Как известно, Красноярск заложен в устье реки Качи (Изыр-Су), при впадении ее в Енисей. Кача разделяла владения арийского и качинского племен. На севере от Качи, до Казачинского порога, кочевали арины. На западе, по Большому Кемчугу, они граничили с племенем чулымских татар — кызылов, а с севера с родственными самодийскими племенами. На юге соседями аринов было тюркоязычное племя качинцев. По правому берегу Енисея, по речкам Есауловой и Березовой, жили ястинцы, племя, тоже родственное аринам. «В прежних де годех, — говорится в одном из документов тех времен, — как Красноярской острог стал, наши красноярские ясашные арийские татаровя рыбными и бобровыми речками и всякими угодьями владели вниз по Енисею реке по нижний конец Сполошного лесу, по Укшатке речке, по обе стороны Енисея реки».
В первой четверти XVII в. арины в документах называются остяками, позднее — «арийские татаровя».

    Сами арины, как писал ученый И. Страленберг в 1720 г., производят свое название от слов «ар» или «ара», означающее на их языке «шершень» (шмель), с которым их сравнивали, так как в древнее время они были великим и могущественным народом, победившим многие племена. Но однажды на их землю напало множество змей с человеческими головами, блестевшими на солнце. С этими змеями они сражались, но змеи их победили, и многие погибли от змеиных укусов, остальные вынуждены были покинуть свою землю.

    Как и всеми другими кочевыми племенами в Сибири, аринами управляли «князьки» или «князцы», как их тогда именовали. Власть передавалась от отца к сыну. Эти правители были обязаны собирать ясак «для государевой казны в пору и без недобору».

    Арийская земля делилась на улусы, носившие имена своих правителей. К «изначальному» Красноярску было приписано два арийских улуса — «Татушев улус» и «Абытаев улус». Со смертью князца улус дробился между его наследниками. Самым крупным улусом являлся Абытаев, который кочевал между речками Подъемной и Бузимом. Татушев улус находился в районе современной деревни Кубеково. Историки считают, что в 1628 г. аринов было 640 «душ обоего пола».

    Имена аринов сохранились в местных географических названиях; так, например, имя народа сохранено в названии села Арейского; остров против города, где были летние пастбища аринов, носит имя князца Татуша; имя его сына сохранилось в названии деревни Бугачево, Имена «лутчих улусных мужиков» сохранились в названиях рек и географических пунктов: речки Кузеева, Кимбирка, Тигина носят имена аринов Кузея, Канбиря, Чигея, село Кубеково названо по имени князца Кубеки.

    Семнадцатый век не оставил нам описания внешности аринов. Документ восемнадцатого века, описывающий аринов, будет приведен ниже.

    Арины в основном были скотоводами. Имеющийся у них крупный рогатый скот и лошади круглый год паслись на подножном корму. Зимой арины прикочевывали во владения качинцев, находившихся значительно южнее, где было меньше снега. Лошади аринов были малорослы и слабосильны и уступали русским лошадям в скорости, так как не знали овса. Молочный скот был малопродуктивным, но не боялся мороза и самостоятельно добывал себе корм из-под снега. Новорожденные телята зимою жили в юртах вместе с хозяевами.
Арины, как и все кочевые племена, помимо скотоводства, занимались охотой «...оные татаровя стреляют по зверю и по птице и всякий зверь бьют, чем они кормятся...». Про себя арины говорили, что у них существуют «соболиные и всякие ловли», и они же «промышляют бобры ежегод». Соболиные угодья аринов тянулись по Большому Кемчугу.

    Скотоводство и охота обеспечивали аринов мясом, шкурами и шерстью. Из шкур лошадей и коров арины шили обувь. Шкуры баранов и диких коз шли на одежду. Простые «улусные мужики» из овчин и козлин шили «нагольные шубы», надеваемые шерстью наружу летом и шерстью внутрь зимой, прямо на голое тело. Летом, в жаркие дни, туземец, если его не донимал гнус, спускал с плеч такую шубу, предварительно завязав ее рукава узлом на животе. При езде на лошади шуба не мешала.

    Туземная знать одевалась, несомненно, наряднее своих более бедных соплеменников. В документах тех лет упоминаются шубы бобровые, рысьи и лисьи, тулупы собольи. Шубы по краям украшались околами (опушкой) из выдры и других мехов.

    Пешком арины почти не ходили, заявляя: «пеший ход де нам не заобычай и пеши соболей, бобров и всякова зверя промышлять не умеем и пеши ходить не умеем же». Впрочем, так они заявляли русским властям тогда, когда в результате набегов киргизов оставались без лошадей. Зимой арины ходили на лыжах.

    Занимались арины и земледелием. Но земледелие у них носило вспомогательный характер и было примитивным. Землю расковыривали с помощью мотыги (обыл), засевали ячменем; вместо бороны использовали верхушки сосен. Естественно, что урожай, который в августе снимали с помощью серповидных орудий, а то и просто выдергивали руками, был незначительным. Стебли связывали в небольшие снопики и развешивали колосьями вниз на жердях, положенных на козлы. Когда колосья достаточно подсыхали, их отделяли от стебля, а стебли сжигали. После этого колосья поджаривали на раскаленных камнях, отшелушивали зерно, провеивали на ветру и складывали на хранение в кожаную или деревянную посуду. По мере надобности зерно мололи на ручных зернотерках. Полученную таким образом муку жарили на сметане или на масле, или варили из нее кашу на молоке.

    Такую же второстепенную, подчиненную роль в хозяйственном укладе аринов составляло собирательство, свойственное многим кочевым и бродячим племенам. Арины собирали карлык или курлык. Семена карлыка похожи на семена гречихи. Карлык — многолетнее растение, и если на зиму его корневая система не перемерзала, то оно весной всходило, и оставалось только слегка взрыхлить почву, чтобы обеспечить ему рост и созревание. Цветы карлыка розовые и белые, мука его горьковата и применялась в смеси с ячменной мукой.

    Предметом собирательства являлись сарана и кандык. Клубни этих растений арины выкапывали с помощью изогнутых палок с железным наконечником — озуп или осуп. Высушенные клубни обычно варили в молоке или в воде. Не брезговали арины запасами зерна и съедобных корней и из мышиных нор.
Жили арины в берестяных и войлочных юртах. Судя по документам, арины были миролюбивы.

    На шкурки соболей и бобров, на рогатый скот и лошадей арины выменивали у калмыков, монголов и бурят ткани, металлические изделия и предметы роскоши. У монголов и калмыков приобретали и «воинскую сбрую»: куяки (латы), панцири, бумажники (стеганые кафтаны военного покроя), «наручи мунгальские», шлемы (шишаки) и сулемы (сабли). У бурят и шорцев (кузнецких татар) арины приобретали котлы, топоры, ножи, наборные пояса и т. д. С тунгусами Енисейского уезда у аринов была своеобразная «немая» торговля, заключавшаяся в том, что арины на заранее условленное с тунгусами место привозили свои товары и, оставив их, удалялись. Вернувшись через некоторое время,они рядом со своими товарами находили тунгусские, которые им предлагались в обмен. Если аринов устраивал предлагаемый товар, они его забирали. Если же они считали, что тунгусы дают им мало, то, ничего не беря, удалялись. Когда в следующий приезд они видели, что товаров не прибавлялось, то, забрав свой товар, отъезжали. Правда, при такой торговле между обеими сторонами возникали недоразумения. В одном документе 1649 г. арины Урна и Сети обвиняют тунгусов в грабеже. Грабеж заключался в том, что вместо своих «пяти тулупов козлиных, да семи козлин, да трех кузовов сараны и урака, да сумы лосиной» арины обнаружили в лабазе всего лишь «две палмы (ножи на длинных рукоятках), да котлишко, да венец оловяной, а у ево привязан бисер с одекуем», что явно их не устраивало.

    Вели арины торговлю и с русскими. Помимо того, что они вносили ясак «в государеву казну», казна предписывала сибирским воеводам выменивать на товары и скупать на деньги пушнину, остающуюся после уплаты ясака у туземцев. Естественно, что торговля была в это время только меновой, так как в глазах кочевников русские деньги никакой ценности не представляли.
В 1626 г. весной «торговый человек» енисейского воеводы Мамрук Косицын с товарами воеводы ездил к тюлькинцам. И хотя он привез товаров на громадную по тем временам сумму в 600 рублей, и на товары «зело наметывал» (набрасывал) цену, 9 мая он уже вернулся в Енисейск «весь исторговався». Но впоследствии арины, да и качинцы, ведут с красноярцами наряду с меновой и денежную торговлю, В голодный 1629—1630 г. красноярцы «покупали у татар сарану и курлык дорогою ценою и последнее свое платьишка на курлыке и саране проели», тогда же «для тое бесхлебицы покупали у татар пашенные лошаденка, сложась человек 10 и 20, а семян яровых покупали у них же, татар, ячмени пуд по рублю и дороже».
О миролюбии аринов свидетельствуют многочисленные факты. В земле аринов довольно часто кочевали ястинцы с князцом Бозандаем. Длительное время в улусе Татуша гостил князек канских остяков Байтерак с сыновьями Нюмой и Телей. Наезжал к Татушу с реки Сисима и «алыцкой лутчий мужик Ондебра».

    В 1610 г. в Тюлькиной земле нашли прибежище енисейские остяки, на которых напали тунгусы.
В 1619 г. киргизы предлагали аринам совместный поход под Томск и Кузнецк, но арины отказались.

    В 1623 г. Татуш предупредил чулымских татар о предполагаемом нашествии бурят с трехтысячным войском. По этому сигналу енисейский воевода Яков Хрипунов «посылал служилова человека Ждана Козлова с товарищи к брацким людям дабы привесть их в покорность». Были годы, когда арины сами подвергались набегам воинственных соседей. Например, в 1613 г., отправляя ясак из 73 соболей в Кетский острог, князец Затыгаш жаловался при этом, что остальную пушнину у него отгромили буряты.

    Следует отметить и солидарность аринов, которую они проявляли по отношению к соседним, родствейным им племенам в случаях набегов на эти племена других кочевников, подстрекаемых киргизами. Так например, в 1630 г. родственное аринам племя «алтыцково лутчева мужика Ондебры», обитавшее по Сисиму, подверглось нападению яринцев и бохтинцев, обитавших южнее. За это нападение, по челобитью Ондебры и Теп-сея, в феврале 1631 г. из Красноярска был выслан карательный отряд пятидесятника Захара Игнатьева. К отряду примкнули арины Акарак и Тепсей, убившие по неприятелю, а также Она, Шама, Таир и Ургуняк, которых ранило в бою, происшедшем 6 марта 1631 г. За разорение, причиненное аринам в 1630 г., они в следующем, 1631 г., рассчитались с киргизами, приняв активнейшее участие в походе красноярцев в Киргизскую землю.

    В 1631 г. князцы «Макуцкой волости» Енисейского
уезда, что на «Кемских вершинах», Китибес и Атанжи Чагоев с сыновьями Саулом и Бабулом прикочевали к аринам и загостились, видимо, не на один год на реке Подъемной. Енисейский воевода Ждан Васильевич Кондырев, не дождавшись от них ясака, «повернул» эту волость «к Красноярскому острогу».
В 1665 г., во время нашествия монголов на Киргизскую землю, в Арийской земле спасались качинцы и киргизы.

    Арины, как и многие другие мирные племена, были многоданцами. С них брали ясак киргизы в свою пользу, и на своих «владетелей» монголов, к ним же нередко являлись по ясак и «брацкие люди» (буряты). Поэтому при появлении на Енисее русских киргизы и буряты сразу же вступили в борьбу с нежелательными для них конкурентами за право сбора ясака.

    Сложность этих взаимоотношений заключалась в следующем. Тяготея к русским, которые обещали покровительство Московского царя и защиту от грабежей со стороны киргизов и бурят, арины охотно шли «под высокую государеву руку». Но покровительство Красного Яра не спасало их от притеснения их исконных сюзеренов—киргизских феодалов. Старая связь с киргизами, в подчинении которых они находились до прихода русских, тяготела над ними. Подстрекаемые киргизами, боясь их угроз и прямого насилия во время разорительных набегов, арины не раз откочевывали во владения киргизов, участвовали с ними в военных экспедициях против русских, за что всегда бывали жестко наказываемы во время контрударов, предпринимаемых красноярскими казаками. Таким образом, в течение нескольких десятилетий арины находились как бы между молотом и наковальней. Естественно, что то постоянные разорительные набеги киргизов, то походы с киргизами на русских, то, наоборот, походы в составе русских против киргизов или иных «государевых непослушников» весьма осложняли жизнь аринов.

    Надо отметить, что часть аринов после основания Красноярска была поверстана в казачью службу, они ходили в военные походы с русскими в качестве «вожей» (проводников) и «толмачей-перевотчиков». Служебное рвение аринов подогревалось надеждой на захват «погромных животов» (имущества), а особенно на ясырь, т. е. на пленников, за которых, по окончании военных действий, можно было получить выкуп- или продать их в рабство. По свидетельству служилых людей, в то время «татаровя качинские и арийские менши полутораста соболей рослых за окуп полоненика не берут, а служилые люди просят по два сорока». Вероятно поэтому в 1635 г., во время длительного похода на бурят, когда 90 служилых людей под командою атамана Милослава Кольцова, разыскивая три недели бурятского князца Оилана, съели все свои припасы и «ели кожаные лоскутишка и поршнишки лыж, подволоки и ременья съели и великую нужу и голод терпели напрасно и зело притомились» и хотели вернуться, бывшие в отряде вожами трое аринов, наоборот, настаивали на продолжении похода и упрекали русских: «де вы худо служите и не радеете государевою службой, мы де не на то идем, чтобы нам ворочаться, не дошед до брацких людей».

    Но ни совместные походы аринов с русскими, ни обещания покровительства московского царя не спасли аринов от насилий, чинимых киргизами, которые десятки раз нападали на своих бывших кыштымов (данников).

    Летом 1635 г. киргизы, готовясь к походу под Красноярский острог, потребовали от аринов, чтобы «они были со всеми своими кочевьями в киргизы». Потерявшие в результате предыдущих киргизских набегов 40 человек, 26 июля напуганные арины Кузей и Тетюга, «блюдяся киргизских угроз, послали свои кочевья прямою дорогою в киргизы», а сами, ночью, из-под острога угнали 120 лошадей и тоже убежали. Русские гнались за ними до самого Июса, где отбили 50 лошадей. В этой схватке был убит Кузей. В сентябре 1635 г. арины, качинцы и киргизы угнали из-под острога 143 лошади у русских и 110 у ясачных людей. Под Красноярском остался только улус Татуша, давшего в острог своего сына Алдала заложником, и улус ястинцев.

    Беспрерывные набеги и грабежи енисейских киргизов значительно сократили численность аринов, о чем свидетельствует множество документов.

    В 1628/29 гг. первый ясак в Красноярск уплатило 159 «ясашных душ», а «от Ондрея от Дубенскова осталось написано тех ясачных людей 90 человек». За 1641—1642 гг. в ясачной книге значится уже 80 аринов-налогоплательщиков. В последующие годы довольно часто появлялись, записи такого содержания: «С подгородних с ближних земель с Качинские и с Ястынские волости Беликова государя ясаку взять нечево, потому что тех землиц и волостей ясашные люди в прошлом году, в приход воинских людей, взяти в полон з женами и з детьми. А в нынешнем году те ясашные люди выходят ис полону по человеку и по два разорены и с них взяти нечево». В 1735 г. историк Г. Ф. Миллер писал, что от всего народа аринов в Красноярске осталось девять семей.

    В 1737 г. красноярский сын боярский Иван Нашивошников отмечал во всем Красноярском уезде всего 20 аринов. В поданой им в Красноярскую съезжую избу «скаске», которой мы хотим завершить эту главу, он так описывал образ жизни аринов.

    «Оной Арийской землицы имеется ныне природных 20 человек, ростом средние, волосом черные. Платье носят зимой козлиные и овчиные тулупы полевых коз з борами, и сверх оных тулупов носят однорядки из сермяжного сукна, а летом носят такое же платье. А на ногах носят пимы козлиные ж и штаны из оных же козлин, а летом голые. Зимою носят руковицы из оных же козлин с шерстью и на руках. А на головах носят малахаи овчиные, а женский пол носит такое же. На теле рубахи: мужской пол мужские, а женский пол женские, холщевые и китайчатые.

    А более оного платья у себя не имеют. А живут оные татары в берестяных круглых юртах, зимою и летом в одних. И кладут в середине огонь. И спят оные татары на войлоках, которые войлоки обшивают по одному краю розных цветов сукнами для красы. Изголовье имеют из оных же войлоков и разцвечивают знатными же сукнами с одной же стороны, и одеваются козлиными тулупами и одеялами козлиными же. И спят они подобно как и русские. И пропитание имеют себе: сеют хлеб ярицу и ячмень. И'имеют у себя скот: кони и коровы и овцы — тем и питаются, и едят кониное и коровье, и овечье и козлиное мясо битое и пропастиное. Так же копают сарану белую и желтую, и сушат, сушеную варят с водою и едят же. Також и звериное мясо едят медвежье, и сохатиное, протчих зверей, кроме волчье и лисье мясо. И платят оные татары ясак в казну ее императорского величества собольми, и лисицами, и волками, и сохатиными, и деньгами за соболи, по рублю за соболя по пять и по три и по два и по одному соболю с человека на год. И живут оные татары по речке Бузиму и кочуют с места на место по оному Бузиму.

    А веру имеют: они почитают на небе бога и кланяются небу и солнцу и месяцу. И кто у них заболеет, и многие ставят свечи спасителеву образу и Николаю Чудотворцу. А другие призывают из разных землиц шаманщиков и над больными шаманят: бьют в бубен и призывают дьявола, чтобы оный больной.тем исцелился. И как у них родятся младенцы, и дают имена мнением своим, как вздумают. И как оных младенцев родят, матери имеют болезнь, как русские. И берут жен за себя по одной и по две от пятнадцати лет и старше йот родства берут оных жен, от отцовской стороны, от третьего колена, а от матери двоюродных сестер и прочих. А калыму дают за одних жен по пожиткам их скотом: за девок от десяти до двадцати скотин, за бабу по семь скотин, и отдают за калым корову стельную за "две, а кобылу жеребую за две ж головы. И на тех свадьбах бывают у них пиры: из кобыльего и коровьего молока делают вино без хмеля и оное вино пьют, и бьют коней и коров, и баранов, и варят оное мясо и едят, и подчивают гостей; а венчанья по их вере никакого не бывает. И детей своих обучают как мужской, так и женский пол ездить на конях с младенчества, и как придут в возраст, то мужской пол обучают из луков и из пищалей, а женский пол шить и пимы, и штаны, и малахаи, и рукавицы. И как оные татары умирают, и тех мертвых оболокут в то платье, в чем они ходили, и копают на высоком месте в ямы и засыпают землей, а по верх земли закладывают каменьем. И над теми мертвыми чинят поминовение: пьют вышеописанное вино и бьют коня и то мясо над мертвыми сварят и съедят, а голову и гриву, и хвост повесят над тем мертвым для знака и разъедутся по домам своим».

    Со временем арины окончательно растворяются в среде качинцев и русских. В документах середины XIX в. их следов мы почти не находим.

Новости: Красноярск сегодня

С вечера пятницы участок на Декабристов станет двусторонним

В Красноярский Горсовет внесен проект бюджета на следующий год

На выходных в Красноярск придут 20-градусные морозы

В Сибири школьница спаслась от насильника, напавшего на нее на улице

Представлены медали для победителей Универсиады в Красноярске

Главная елка в Красноярске станет самой высокой в стране

Повышение проезда в красноярских маршрутках откладывается

На площади у автовокзала развернули срочный ремонт тепловой камеры

В Красноярской краевой больнице обрушившийся потолок напугал пациентов

Красноярские перевозчики отменят скидки по транспортной карте

Зарплаты в Красноярском крае выросли по всем отраслям

В Красноярске столкнулись два автобуса, есть пострадавшие

На строительство 14 детсадов в Красноярском крае выделено 14 млрд

В Пашенном предлагают отказаться от строительства детской поликлиники

Полезные новости
13.05.2016
График отключений холодной воды в Красноярске
«КрасКом» опубликовал график отключений холодной воды в Красноярске в рамках подготовке к зиме.

13.01.2016
Что делать, если купили квартиру с браком?
Если вы купили долгожданную квартиру, а там кривые стены и не закрываются окна

13.01.2016
Красноярский Ералаш приглашает на съемки юмористических сюжетов
Стать кинозвездой может любой желающий в возрасте от 5 до 25 лет

04.12.2015
Сколько стоят здоровые зубы
Лечить зубы надо своевременно! Откладывание проблем на потом отберет у вас больше времени, нервов и затрат.

04.12.2015
В России истекает срок бесплатной приватизации жилья
С 1 марта 2016 года не успевшие приватизировать квартиру будут либо платить за ее оформление, либо жить на правах арендаторов.

Архив:
Гостей: 1 | На сайте нет зарегистрированных пользователей | Пользователей: 1 | Посетитель: admin | Уникальных: 685 723
внуков.нет © 2008-2013 k-rsk.info
Rambler